Мировая история развития стеклопластикового производства

Стеклопластик – его производство, развитие и история

Корни развития производства стекла уходят в древнейшие цивилизации Финикии и Египта. В те далекие времена мастера упомянутых выше государств уже владели тайнами расщепления стекла на волокна, но вот использовали эти волокна в малом количестве, при этом их качество было довольно низкое. Стекловолокно (если его так можно определить в реалиях современности) мастерами использовалось лишь в декоративном качестве, но вот о скрытом его потенциале мастерам того времени было неведомо.

Наступил 1870 год и в этом году Джоном Плэером был разработан способ массового выпуска стекловолокна, при изготовлении которого применялась технология сильной подачи струи пара. Благодаря этому ноу-хау и была изобретена минеральная вата. Впоследствии новый материал нашел свое широкое применение для эффективной изоляции. В 1880 году Германом Хаммесфахом был получен патент на стекловолокнистую ткань, в которую изобретатель особым способом вплел нити шелка. Эта ткань обрела свойство большей прочности и стала устойчивой к открытому пламени огня.

Первое стекловолокно (используемое и в наше время), как и практически все изобретения было получено благодаря случайному стечению обстоятельств. Молодым исследователем Дэйлом Клейст (в то время он был одним из сотрудников компании  «Corning Glass») совершались попытки создания воздухонепроницаемого затвора путем соединения двух блоков из стекла. Но произошло непредвиденное – струя сжатого воздуха внезапно ударила в поток расплавленной стекольной массы, тем самым создав своеобразный «фонтан» из волокон стекла. Так и произошло «рождение» стекловолокна, а Дэйл был чрезвычайно удивлен в простоте открытого им метода.

В 1935-м году компания «Corning Glass» при совместном взаимодействии с «Owens-Illinois» продолжили эксперименты со стекловолокном, а также вели новейшие на то время разработки в сфере развития технологий. Результатом совместной работы в 1936 году стала выдача патента на продукт «Fiberglas», а в 1938 году произошло слияние двух компаний в концерн, который получил новое имя «Owens-Corning», благополучно существующий и в наши дни. В период  с тридцатых-сороковых годов века минувшего концерном была разработана идея сворачивания волокон в некое подобие ткани и использование продукта в качестве материала. В 1941-м году были проведены весьма успешные испытания по горячей очистке и обработке ткани из стекловолокна. Благодаря термической обработке ткань превратилась в податливый материал, который и стал главным звеном в деле укрепления слоистого пластика.

В 1936-м году Карлтоном Эллисом запатентовал метод производства полиэфирных смол. Эти смолы без особых усилий можно сублимировать со стекловолокном и тем самым иметь возможность получения композитных материалов. Немцы впоследствии заметно улучшили процесс производства и получение полиэфирных смол. В период II мировой войны агентами Британии был похищен секрет производства ПЭ смолы, а затем правительство решило передать украденную документацию компаниям США.

Компания «Cyanamid» (США) была занята в сфере изготовления «предшественников» современных ПЭ смол еще в 1942-м году и в это же время «Owens-Illinois» выпускала стекловолоконные и полиэфирные элементы для армейских самолетов. Этими элементами и были листы пластика из ткани «Fiberglas» пропитанные ПЭ смолами.

В 1937 году Рэйем Грин изготовил первую композитную лодку. Грин использовал материалы компании «Owens Corning». При изготовлении лодки Грин не имел намерений развития глобальной идеи, а всего лишь проводил эксперименты с пластиком, который был пригоден для производства материала-композита. В 1942-м году Р. Грин с успехом завершил работу, в результате которой и явилась на свет лодка из совершенно нового материала полиэфирный стекло-композит.

В наши дни в любой семье США можно найти какую либо вещь, изготовленную из стекло-композита. Этим предметом может быть кран системы водопровода или держатель душа, лодка, автомобиль и даже стеновая изоляция дома. Список можно продолжать до бесконечности.

Отрасль авиастроения (производство вертолетов для армии) стала первой, где стеклопластик приобрел свое структурное использование.

В 1964 году первому, изготовленному из стеклопластика планеру H-301 Libelle «Dragonfly» (немецкому и американскому) была выдана типовая сертификация. Приведенный выше пример – красноречивое свидетельство о невероятной легкости стеклопластика. Планер «Dragonfly» мог находиться в воздухе в течение долгого времени и при этом не пользоваться двигателем.

В 1944 году компанией «Owens Corning» был разработан самый первый лодочный корпус из стеклопластика, а в 1946 году компанией начато производство удочек, подносов и прогулочных лодок.

При участии «General Motors» в 1953 году произошло событие мирового значения – был изготовлен первый автомобиль с корпусом из стеклопластика. Этим «первенцем» был автомобиль Chevrolet Corvette.

Указанный выше автомобиль был первым прототипом спортивного автомобиля произведенного в США. Впоследствии Шевроле Корвет Роадстер в 1953-м году экспонировался на выставке «Motorama» проходившей в Нью-Йорке. Подобные выставки именуемые  «Motorama» стали представлять технические и стайлинговые достижения, а местом проведения выставок были крупные города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *